Финансовый директор XXI века: стратег, ИТ-эксперт и генератор информации

Экспертные знания в сфере ИТ позволяют финансовому директору автоматизировать ежедневную рутину и высвободить время для развития бизнеса
27 мая 2015, в 18:38
Страница
OW Debug — Notice
Message: Undefined variable: end
File: /var/www/mryabchenko/data/www/testing.i-business.ru/ow_smarty/plugin/modifier.cbaselink.php
Line: 95

Мировая экономика стремительно меняется. Роботизация производств, ключевая роль информационных технологий, принципиально новые бизнес-модели — все это приводит к закрытию компаний, не уследивших за изменениями и не сумевших скорректировать бизнес-процессы.

Другие — компании современного типа, — напротив, прекрасно себя чувствуют в новых условиях. Одна из главных причин этого хорошего самочувствия — переосмысление функциональных ролей топ-менеджеров. В частности, сейчас существенно изменилась роль финансового директора, еще недавно казавшаяся консервативной.

Работа с потоками чисел — это информационные технологии

В конце XX века финансовый директор традиционно воспринимался как статистик, бухгалтер, контролер. Его работа сводилась к анализу данных в целях контроля. Его интересовало только то, что происходит в компании по факту: закрытие отчетного периода — по факту, разрешение проблем и исправление чужих ошибок — тоже по факту. И вся эта работа выполнялась, как правило, вручную: просмотром бумаг и сведением наиболее важных данных в разрозненные Excel-таблицы. В обязанности финансового директора входили контроль над затратами и эффективностью, анализ собранной отчетности, управление внешними операциями и внешними связями (например, с налоговыми инспекциями). Считалось, что этого более чем достаточно.

Но сегодня, в новых условиях, этого уже мало. Современный финансовый директор должен управлять компьютерным оборудованием. Именно управлять, а не пассивно пользоваться — и не несколькими простыми программами, а сложными информационными комплексами, в которых сочетаются статистические, аналитические и коммуникационные инструменты. Работа с числами, с базами данных, с большими непрерывными потоками взаимосвязанных данных — это работа с информацией, требующая опыта в информационных технологиях, чтобы правильно выбирать подходящие инструменты, точно настраивать их под текущие задачи и получать стабильные результаты.

Кроме того, современному финансовому директору необходимы глубокие навыки статистика, аналитика и визуализатора. И все это, не говоря уже о фундаментальных знаниях бухгалтерии и вечно меняющегося законодательства, должно совместиться в одном человеке.

Такое сочетание компетенций необходимо, чтобы прогнозировать будущее, а не только анализировать прошлое. Чтобы генерировать необходимую другим менеджерам информацию, позволяющую в реальном времени корректировать деятельность компании, принимая стратегически важные решения. Чтобы формулировать эти решения. Чтобы продумывать план развития бизнеса, заботиться о его стабильном росте. Финансовый директор в современном понимании — это стратег и катализатор инноваций, в том числе технологических. Он не только контролирует, но и управляет — и электронными информационными системами, и денежными средствами, и людьми.

Обратная связь повышает качество решений

Финансовый директор — это человек, который может и должен делиться данными. С кем и какими — это зависит от обстоятельств. Важно, чтобы у него были соответствующие технологии.

Финансовый отдел — это тот конец цепочки документооборота, который собирает воедино данные, принципиально важные для компании. Это и коммерческие данные, и маркетинговые — в общем, много полезнейших сведений, к которым нет доступа у других отделов. Ценны не только сами эти данные, но и производные от них — статистика, аналитика, визуализация, экстраполяция и так далее. Они должны предоставляться руководящим сотрудникам в адаптированных форматах. Без этих данных руководители отделов действуют во многом наугад, не чувствуя финансовой обратной связи по результатам своих решений.

Раньше финансовые отделы представляли отчеты лишь в регуляторные периоды, обычно в своих весьма узких форматах, в своей терминологии. Информационные технологии еще 10 лет назад не были настолько развиты, чтобы каждая компания могла поставить и решить задачу быстрой подготовки адаптированных отчетов для разных отделов в нужное им время, в нужных им аналитических разрезах и в удобных форматах. А теперь эта задача считается базовой, обычной. И финансовые отделы все больше работают по принципу «службы единого окна». Такая служба дает возможность взаимодействовать с разными отделами, чтобы делиться данными — регулярно и систематизированно снабжать всю компанию ценной информацией. Чтобы все отделы могли работать в едином информационном пространстве. И одна из главных задач финансового директора — сформировать это пространство, без которого уже нельзя растить конкурентоспособный бизнес.

Комментарии

Вы должны зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом, чтобы написать комментарий
Без комментариев

Также читайте

На заметку

Компании стали серьезнее относиться к вопросам этики

Дело техники

Для отслеживания интернет-трафика стоит использовать сразу несколько решений

Стоит знать

Как продать спонсорство мероприятия

Есть мнение

Тренды современного общества, которые превращают жизнь в ад
OW Debug — Notice
Message: Undefined index: knowledge
File: /var/www/mryabchenko/data/www/testing.i-business.ru/ow_smarty/template_c/%%4646A^46AEB85D%%general.html.php
Line: 382