Рынок автоперевозок: как компании справляются с кризисом

Как изменился рынок автоперевозок и что помогает его участникам отстаивать свое место под солнцем? Слово самим игрокам
12 января 2015, в 15:52
OW Debug — Notice
Message: Undefined variable: end
File: /var/www/mryabchenko/data/www/testing.i-business.ru/ow_smarty/plugin/modifier.cbaselink.php
Line: 95

Рынок автоперевозок, по оценкам его участников, как и вся страна, переживает кризис. Тем не менее игроки отрасли по-разному определяют его степень: это серьезная проблема для одних и кратковременные небольшие сложности для других.

«Объемы перевозок падают, цены на топливо растут, а тарифы остаются на уровне прошлого года», — пояснил Вячеслав Кудинов, генеральный директор «ИТЕКО Евразия».

«Рынок грузоперевозок в целом сокращается», — рассказал Алексей Ивановский, исполнительный директор ООО «РоссТрансЭкспедиция». В секторе, по его словам, выделяются две основные тенденции: первая — постепенное снижение объемов автоперевозок на протяжении последних полутора лет и вторая — шоковое сокращение перевозок в отдельные месяцы, что связывают с периодами наибольшего падения рубля (февраль-март 2014, октябрь-ноябрь 2014).

Тем не менее не все компании настроены на негатив. Так, по данным Pony Express, сегмент коммерческих автомобильных перевозок в России демонстрирует рост, который, по предварительным оценкам ее экспертов, по итогам 2014 года составит 4%.

С января по апрель сектор ожидает увеличение стоимости российских грузоперевозок примерно на 15 – 25%.

Объемы перевозок падают, цены на топливо растут, а тарифы остаются на уровне прошлого года — Вячеслав Кудинов

«В целом по 2015 году мы ждем продолжения снижения объемов перевозок при негативном сценарии и стабилизации с небольшим ростом при позитивном сценарии», — рассказал Алексей Ивановский. Ключевые факторы — стоимость барреля нефти, курс рубля, урезание расходной части бюджета, развитие ситуации с санкциями против РФ и против Евросоюза/США, а также вступление в силу с 1 января 2015 года новых законопроектов, призванных увеличить налоговую нагрузку на бизнес.

Товары: меньше строить, больше есть

Номенклатура ввозимых товаров, по оценке компаний, принципиально не изменилась. Самые ходовые категории на сегодняшний день — стройматериалы. Однако генеральный директор «РоссТрансЭкспедиции» отметил летом 2014 года спад перевозок в строительной отрасли, несмотря на то, что этот период является наиболее активным для данного сегмента.

Второе место по популярности занимают продукты питания, исключая товары премиум-класса. Увеличивается количество запросов на поставку продуктов питания из стран, не включенных в список санкций РФ.

«Снизилась активность в сфере очень дорогого импортного оборудования и приборов, а также среди оборудования для нефтегазовой отрасли, которое попало под санкции Евросоюза, США и Канады», — рассказал Алексей Ивановский. Падение рубля ощутимо ударило по компаниям, чей бизнес связан именно с поставками импортных товаров: уменьшились объемы закупок и, соответственно, перевозок; новые проекты замораживаются на неопределенный период».

Снизилась активность в сфере очень дорогого импортного оборудования и приборов, а также среди оборудования для нефтегазовой отрасли, которое попало под санкции Евросоюза, США и Канады — Алексей Ивановский

Доставка: вместо Дальнего Востока будет Крым

Санкции и текущая политическая ситуация повлияли не только на категории доставляемых товаров, но и на маршруты автоперевозок.

«Сократилось число маршрутов на Дальний Восток. Также в связи с санкциями были закрыты порты в Санкт-Петербурге, куда традиционно поставлялись продукты питания. Следовательно, перевозки из этого города тоже уменьшились», — пояснил Вячеслав Кудинов.

Сократилось число маршрутов на Дальний Восток. Также в связи с санкциями были закрыты порты в Санкт-Петербурге, куда традиционно поставлялись продукты питания. Следовательно, перевозки из этого города тоже уменьшились — Вячеслав Кудинов

С другой стороны, спикеры отмечают устойчивый грузопоток в Крым. Однако в обратную сторону грузов практически нет, что сказывается на ставках. Причиной этого называют объективные сложности с паромной переправой и получением разрешения на вывоз грузов из Крыма.

«Как и ожидалось, после Олимпиады сильно упал грузопоток в Краснодарский край, но уровень ставок остается довольно высоким относительно ставок ноября 2013 — января 2014», — рассказал Алексей Ивановский.

Клиенты: пусть сердито, зато застраховано

В связи с событиями, происходящими сейчас в российской экономике, важнейшими критериями для клиентов становятся безопасность и низкие тарифы на перевозки. Удобство работы и дополнительные факторы при выборе транспортной компании отходят на второй план.

Заказчики, по словам Вячеслава Кудинова, начинают задумываться о рисках невозмещения убытков, все чаще требуя от перевозчиков страховать груз, а не ответственность экспедитора, страхование которой не предусмотрено законом в нашей стране.

«Почти все клиенты ставят вопросы об отсрочках платежей по российским перевозкам и по фиксации курса валюты при расчетах по международным перевозкам. Опять же эти запросы напрямую связаны с текущей финансовой ситуацией в стране и падением курса рубля», — рассказал Алексей Ивановский.

Почти все клиенты ставят вопросы об отсрочках платежей по российским перевозкам и по фиксации курса валюты при расчетах по международным перевозкам — Алексей Ивановский.

Технологии: что станет антикризисной основой

Использование современных технологий помогает компаниям повысить уровень сервиса и сократить затраты. Так, GPS/ГЛОНАСС-навигация и автоматизация логистического процесса, по мнению компаний, позволяет исключить лишний простой, а также недопонимание между водителем и логистом. Это возможность контроля водителя и удобный инструмент трекинга грузовика при перевозках на расстояния больше 1000 км.

«Задания на перевозку и сообщения о существенных фактах в работе передаются автоматически на телефон водителя. Сотрудники всех филиалов в режиме реального времени видят свободный транспорт, место нахождения груза, поступающие заказы и т.п. Производительность нашего предприятия напрямую связана с работой этой системы», — пояснил Вячеслав Кудинов.

«Мы используем автоматизированный учет перевозок и планируем вводить CRM-систему для повышения эффективности отдела продаж. Используем обе системы — и GPS, и ГЛОНАСС, но предпочтение отдаем GPS. Эффект есть, но не назвали бы его ощутимым», — рассказал исполнительный директор «РоссТрансЭкспедиции».

Pony Express использует собственную систему GPS-трекинга для планирования и отслеживания работы курьеров. Представители компании считают, что на сегодняшний день нужно уменьшить затраты, передавая непрофильные виды деятельности (в частности, логистику) на аутсорсинг. Поэтому компания меняет стратегию работы и становится универсальным логистическим оператором. Особое внимание в новой стратегии будет уделено развитию сотрудничества с сегментом электронной коммерции.

Очевидно, что в новых экономических условиях компаниям рынка автоперевозок придется перестроить структуру расходов и переосмыслить стратегию работы. Главное — расставить верные приоритеты, не размениваться по мелочам и грамотно использовать ИТ.

Анастасия Ясеницкая

Комментарии

Вы должны зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом, чтобы написать комментарий
Без комментариев

Также читайте

На заметку

Компании стали серьезнее относиться к вопросам этики

Дело техники

Для отслеживания интернет-трафика стоит использовать сразу несколько решений

Стоит знать

Как продать спонсорство мероприятия

Есть мнение

Тренды современного общества, которые превращают жизнь в ад
OW Debug — Notice
Message: Undefined index: knowledge
File: /var/www/mryabchenko/data/www/testing.i-business.ru/ow_smarty/template_c/%%4646A^46AEB85D%%general.html.php
Line: 382