OW Debug - Notice
Message: Declaration of CBASE_BOL_GidDao::findAll() should be compatible with that of OW_BaseDao::findAll()
File: /var/www/mryabchenko/data/www/testing.i-business.ru/ow_core/autoload.php
Line: 94
Ситуационные и диспетчерские центры — iBusiness.ru — идеи и технологии для развития бизнеса


Ситуационные и диспетчерские центры

28 мая 2015, в 21:03
По теме:
Как предотвратить внештатную ситуацию? Создаем эффективный ситуационный центр.
Читать далее
Катастрофа под контролем! Ситуационный центр для молниеносного принятия бизнес-решений
Читать далее
Как сделать так, чтобы «Все рухнуло!» превратилось во «Все под контролем!»? Оснащение ситуационных центров
Читать далее
OW Debug — Notice
Message: Undefined index: tb
File: /var/www/mryabchenko/data/www/testing.i-business.ru/ow_smarty/template_c/%%B7^B70^B7002769%%gid_view.html.php
Line: 44

В современных экономических условиях для успешного развития бизнеса необходимо быстро получать информацию, на ее основе оперативно принимать управленческие решения и в максимально короткие сроки сообщать о них непосредственным исполнителям. Поэтому сейчас большую популярность приобретает концепция ситуационных центров, эффективно решающих все эти задачи.

Ситуационный (диспетчерский) центр — это помещение, оснащенное современными коммуникационными средствами и специальным электронным и компьютерным оборудованием. Центр служит для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга различных ситуаций, объектов и процессов. Такие помещения существуют как в государственных организациях федерального, регионального и муниципального уровней, так и в крупных частных компаниях.

Диспетчерские центры создаются обычно для мониторинга сложных длительных процессов. Например, для управления перевозками, бытовыми услугами, воздушным движением, работой электростанции. Они необходимы в деятельности аварийных служб, для мониторинга чрезвычайных ситуаций и т.д.

Существуют также и учебные ситуационные центры, предназначенные для обучения сотрудников и отработки правильных действий в случае возникновения кризисных ситуаций.

Преимущества ситуационного центра

Ситуационный центр имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами принятия решений, используемыми в организациях. Он позволяет:

  • усовершенствовать структуру управления в компании за счет участия руководителей не только в утверждении решений, но и на всех стадиях их проработки;
  • специалистам, участвующим в принятии решений, получить точную и актуальную информацию о процессах в удобной для них форме;
  • повысить качество предварительного анализа данных за счет использования современных информационных технологий;
  • первым лицам организации получить непосредственный доступ к оперативной информации;
  • проводить непрерывный мониторинг объекта управления;
  • быстро моделировать последствия разных вариантов управленческих решений, прогнозировать риски и предотвращать нежелательные ситуации.

Ситуационные центры, используемые в государственных учреждениях, банках и крупных компаниях, очень эффективны с экономической точки зрения, поскольку они существенно повышают и скорость принятия решений, и их качество. Такие центры, как правило, способны работать в трех режимах:

  • мониторинг (отслеживание ситуации; фиксация показателей приборов, всплесков активности и т.д.);
  • плановый режим (разработка повестки дня; создание докладов о текущем состоянии дел; моделирование текущих процессов; прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций; выработка решений для их предотвращения);
  • работа в кризисной ситуации (сотрудники центра реагируют на события, собирают информацию, анализируют риски, вырабатывают решения во избежание ухудшения кризисной ситуации и для ее урегулирования).

Оснащение ситуационного центра

Центральный элемент оснащения современного ситуационного центра — экран коллективного пользования. Это система мультимониторного отображения данных, с помощью которой могут воспроизводиться, в частности:

  • видеоизображения;
  • электронные карты;
  • графики и диаграммы;
  • текстовая документация.

Высокая информационная емкость такой системы достигается за счет возможности одновременно выводить на мониторы множество окон, содержащих информацию из разных источников.

Большую роль в ситуационном центре играют средства видеоконференцсвязи, позволяющие подключать к обсуждению проблемы удаленных участников. Важна и система звукооснащения. Ее главная цель — организация эффективного группового общения. Каждое рабочее место оснащается микрофоном для выступлений, чтобы сотрудники могли быстро включиться в обсуждение, не отвлекаясь от работы. Кроме того, в ситуационных центрах широко применяются различные вспомогательные средства, в основном для ввода информации: цифровые сканеры, интерактивные доски, документ-камеры и т.д.

В компьютерах ситуационного центра должны быть базы данных по всем вопросам, с которыми могут столкнуться специалисты. Вся информация заранее структурируется таким образом, чтобы поиск нужных данных не занимал много времени.

Поскольку диспетчерские центры, как правило, рассчитаны на работу в кризисных ситуациях, особенное значение имеет высокое качество всего компьютерного, электронного и электрического оборудования. Для его оснащения используются только самые надежные модели техники и проверенные архитектурные решения. В частности, в ситуационном центре необходимо предусмотреть:

  • основные и резервные каналы связи разных типов (телефонные, компьютерные, кабельные, беспроводные локальные или спутниковые);
  • отказоустойчивые серверы и системы хранения данных;
  • основные и резервные линии сетевого электроснабжения;
  • блоки бесперебойного электропитания (UPS) с аккумуляторами повышенной емкости;
  • системы автономного электроснабжения на основе дизельных генераторов;
  • кондиционеры для охлаждения серверных компонентов и рабочего помещения (особенно, если в нем одновременно находится много людей, работают десятки мониторов и системных блоков);
  • запасные компоненты (системные блоки, мониторы и другие функциональные узлы информационной системы), полностью готовые к работе и немедленно подключаемые в случае отказа основных.

Пропускная способность каналов связи должна быть достаточно велика, чтобы не случилось их перегрузки даже в кризисной ситуации, когда нагрузка многократно увеличивается (например, для избежания нехватки телефонных линий: в идеале все сотрудники ситуационного центра должны иметь возможность говорить по телефону одновременно).

В помещении центра должно быть предусмотрено все необходимое для удобной работы специалистов. Важны даже мелкие детали: например, мониторы нужно смонтировать по отношению к окнам помещения таким образом, чтобы на них никогда не возникали солнечные блики, блокирующие восприятие информации. Все кабели должны быть проложены аккуратно, чтобы никто не мог случайно повредить их, оборвать или споткнуться. Необходим достаточный запас свободных столов и электророзеток для подключения дополнительного оборудования, которое может понадобиться в экстренной ситуации. У электророзеток для дополнительного оборудования должен быть отдельный ввод в помещение со своим предохранителем. Таким образом исключается случайное обесточивание основного оборудования из-за перегрузки системы электропитания. Желательно не применять технику, способную внезапно отключиться из-за разряженной батареи — беспроводные клавиатуры, мыши, микрофоны и т.д. Лучше предусмотреть в помещении отдельные сетевые порты (кабельные, Wi-Fi) для прямого подключения к интернету любого дополнительного оборудования без его влияния на основную информационную систему.

Программное обеспечение ситуационных и диспетчерских центров

Для успешной работы ситуационного или диспетчерского центра необходимо современное программное обеспечение. Его можно разделить на две категории: служебное ПО и ПО для обработки и анализа информации.

Служебное программное обеспечение предназначено для управления всем компьютерным оборудованием, установленным в центре, а также всеми подключенными к нему устройствами. Это может быть как стандартное лицензионное ПО (операционные системы, драйверы, утилиты, прикладные программы), так и собственные программные продукты компаний-интеграторов, занимающихся оборудованием ситуационного центра.

Выбор программного обеспечения для обработки и анализа информации в ситуационном или диспетчерском центре обусловлен задачами, которые он должен решать. Это могут быть:

  • Программы для сбора статистики. Данные собираются из различных источников: с видеокамер, датчиков и т.д. (например, экономических и финансовых индикаторов, систем аэрокосмического мониторинга, теленаблюдения, контроля движения транспорта — в зависимости от того, на что ориентирован центр).
  • Программы математического и статистического анализа. Предназначены для оценки поступающей информации, сортировки данных и выделения из них наиболее важных с помощью быстрых и эффективных алгоритмов.
  • Программы моделирования. Дают возможность моделировать процессы при помощи соответствующих информационных технологий.
  • Программы прогнозирования. Необходимы для того, чтобы предсказать последствия принимаемых решений.
  • Программы обработки и анализа изображений. Позволяют работать с визуальной информацией, выделять участки изображений, обрабатывать фотографии, видео, рисунки, создавать на их основе цифровые модели, решать задачи по пространственной привязке изображений и т.п.

Особого внимания требует информационная безопасность ситуационных и диспетчерских центров. Поскольку на основании отображаемых данных принимаются крайне серьезные решения, любое искажение (например, в результате заражения компьютерным вирусом) может привести к неверным действиям с опасными последствиями — вплоть до промышленных катастроф.

Один из ключевых элементов информационной безопасности — полная взаимная совместимость всех программных и аппаратных средств, входящих в состав комплекса. Поэтому ситуационный или диспетчерский центр должен разрабатываться, монтироваться, тестироваться и сдаваться в эксплуатацию одной организацией — системным интегратором, специалисты которого обладают всеми необходимыми компетенциями. Приобретение разных компонентов ситуационного центра у разных поставщиков рискованно, так как недостаточная совместимость может проявиться не сразу, а только в кризисной ситуации, при максимальной нагрузке, когда бесперебойная работа ситуационного центра будет особенно необходима.

В связи с высокой сложностью оборудования и программного обеспечения каждому ситуационному или диспетчерскому центру необходимо постоянное техническое обслуживание со стороны компании, сдавшей его в эксплуатацию. Если это по каким-либо причинам невозможно, то техническое обслуживание должны проводить специалисты, прошедшие у этой компании обучение и сертификацию. В состав технического обслуживания должна входить круглосуточная поддержка пользователей дежурными специалистами.

Комментарии

Вы должны зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом, чтобы написать комментарий
Без комментариев

На заметку

Компании стали серьезнее относиться к вопросам этики

Дело техники

Для отслеживания интернет-трафика стоит использовать сразу несколько решений

Стоит знать

Как продать спонсорство мероприятия

Есть мнение

Тренды современного общества, которые превращают жизнь в ад
OW Debug — Notice
Message: Undefined index: knowledge
File: /var/www/mryabchenko/data/www/testing.i-business.ru/ow_smarty/template_c/%%4646A^46AEB85D%%general.html.php
Line: 382